Издается с 2001 года
Модели взаимодействия и общения врача и пациента
Ремедиум Приволжье, № 4−5 (164) 2018
Общение — древнейшее искусство в человеческой культуре. В последние время в медицине приобретает особое значение процесс общения, предусматривающей близкий контакт личностей. Исторически сложилось так, что врач занимает доминирующее положение в отношениях с пациентом и самостоятельно выбирает методы диагностики и лечения. Такой статус определял высокую личную ответственность за результаты и последствия лечения.
Сегодня грамотно построенные взаимоотношения врача и пациента открывают возможности распределения ответственности и повышения эффективности лечения. В последние годы произошли изменения в общении и в отношениях. На основании Конвенции о правах человека и биомедицине (Страсбург, 2005), пациенты получили право участвовать в процессе диагностики и лечения, поэтому стремятся к открытому диалогу с врачами.
Пациенты стремятся чтобы к ним относились как к личности, способной сделать разумный выбор. Острота проблемы в общении вhача и пациента растет от того, что технизация медицины становится стеной, разделяющей, превращая зачастую врача в биотехнолога. Б. Лаун в предисловии к книге Н. Казинса «Сердце врача» пишет:
Наука движется вперед, а психологическая реальность, человеческая природа остается стабильной — увеличивая изначальное расхождение между наукой и этикой. Наука отрицает прошлое, а творчество сохраняет и продолжает его. Врач, как представитель науки, не довольствуется общими положениями, а добивается однозначных ответов.
Одним из наиболее многообещающих направлений в социальных науках, связанных с медициной, является развитие новых социальных технологий, имеющих своей целью модификацию медицинского поведения личности и групп в интересах общего дела.
Качеству общения учиться и… учиться
Общение во врачебной практике остается основой эффективного лечения, как бы ни стремительно ни развивались наука и технологии в клинической медицине и хирургии. Пациент становится более грамотным, разборчивым и требовательным. А врач приближается к образу квалифицированного специалиста, имеющегося в сознании пациента. В Эдинбургской декларации Всемирной федерации медицинского образования обозначено, что у каждого пациента должна быть возможность встретить в лице врача внимательного слушателя, тщательного наблюдателя, эффективного клинициста.
Поэтому общение и взаимодействие между врачом и пациентом остается центральным звеном в достижении удовлетворенности пациента и врача лечебным процессом. Качество общения (коммуникации) — это профессиональное умение, мастерство, которому необходимо учиться и постоянно совершенствовать. В обществе меняются идеалы и лозунги культуры, меняются критерии личного выбора, снижается степень интеллекта и духовности, вызывая нередко в человеке «саморазрушающее поведение» (пьянство, наркомания, депрессия и суицид).
Врачу довольно часто приходится иметь дело с личностями с «тенью саморазрушения», для общения с такими людьми особенно необходимы навыки общения, снимающего барьеры неверия. И в целом, установление добрых отношений между врачом и пациентом, облегчение самораскрытия за счет устранения формально-ролевого взаимодействия и установления «межличностного общения» снижает барьеры, изначально существующие между врачом и пациентом.
Фильтр «доверие-недоверие» приводит к тому, что абсолютно искренняя информация может оказаться невоспринятой, а ложная — усвоенной. А со стороны врача существование «фильтра» при общении с пациентом, зачастую, связано с предвзятым отношением к этому пациенту, склонностью доверять одним жалобам и не принимать во внимание другие.
Все эти факторы вызывают селективность в восприятии информации и «деформацию» при оценке полученной информации. Существование «фильтра» со стороны пациента обусловлено рядом определенных представлений о методах оперативного лечения, через призму которых пациент оценивает все предлагаемые ему назначения и рекомендации.
Для преодоления этого барьера необходимо:
- Особое внимание уделить первой встрече с пациентом и в первой же беседе составить представление о его потребностях.
- Предоставить пациенту возможность высказать свои претензии и пожелания.
- Найти способы вызвать у пациента доверие к себе и выбранному способу лечения.
Показателем эффективности общения врача с пациентом является уровень доверия своего пациента, насколько врач сумел изменить патологические установки пациента; все это возможно только при условии успешного преодоления барьеров, возникших в общении.
Межличностный контакт
Сегодня, когда в нашу жизнь вошла инструментальная медицина и новые методы обследования (эндоскопические, ультразвуковые, компьютерная томография, МРТ и т. д.), повысились требования к словестной форме коммуникации врача. Действительно хороший результат в медицине дает сочетание искренних человеческих отношений с чудесами научно-технического прогресса. Общение врача, в профессиональном смысле, — это искусство с его положительной эмоциональной и моральной направленностью. А для этого технически оснащенный врач должен не только уметь, но и любить общаться с пациентами, слушать их.
▐ В любом межличностном общении можно встретить конфликтные ситуации, структурными компонентами которых являются: объект и предмет, личности оппонентов — активных участников конфликта, места жительства, условия работы и жизни, обстановка социального взаимодействия, цели деятельности, стратегия и тактика противодействия, потребности и интересы. В современном мире конфликты встречаются почти на каждом шагу и, к сожалению, являются нормой жизни. Ведущие отечественные исследователи в области регулирования конфликтов А. Анцупов и С. Баклановский называют следующие основные принципы управления конфликтом:
— компетентность — вмешательство в развитие конфликтной ситуации должно осуществляться людьми с требуемой теоретической подготовкой и соответствующим опытом (психологом, юристом, медиатором);
— радикальность — степень вмешательства специалиста в конфликт не должна превышать глубины знаний вопроса (некий аналог профессиональной медицинской заповеди «не навреди»);
— сотрудничество и компромисс — предпочтительнее сделать так, чтобы способы разрешения спора были наименее конфликтными, не допускающими их активного противостояния.▐
Без искусства человеческого общения невозможно добиться системного подхода к охране здоровья. Правильно написал в 1991 году лауреат Нобелевской премии по химии Н. Казинс в своей книге «Анатомия болезни»:
Профессия врача — не только выполнение манипуляций. Он должен стать тем, кем должен быть, носителем интеллигентности, лидером, который формирует общество. Как гласит древнекитайская пословица, «сомневаться — неудобно, быть уверенным — смешно».
Когда врачи принимают решение вместе с пациентами, они должны уметь делиться своими сомнениями. Обманутые ожидания не способствуют плодотворному сотрудничеству, и поэтому в отношениях между врачом и пациентом основными факторами были и остаются вопросы доверия, сотрудничества и открытости.
Из прошлого в будущее
Ввиду ряда культурно-исторических причин патернализм в России прочно вошел в медицинскую практику. Поэтому избавиться от патерналистских установок общественного сознания за 30−40 лет просто невозможно. Портрет современной российской медицины определяют два фактора — демократические и рыночные преобразования в обществе и связанная с ними реформа здравоохранения. При этом поли-вариантность выбора является достаточно новой как для пациентов, так и для медицинских работников.
На смену патерналистской модели взаимоотношений, приходят контактная и коллегиальная модели взаимоотношений между врачом и пациентом. При этом принципиальным является автономия пациента. Поскольку пациент стал играть всеболее активную роль в лечебном процессе, имея, в частности, права на участие в принятии решений о выборе методов лечения и/или обследования вплоть до отказа от лечения, то это предполагает его информативность.
Соответственно, возрастает роль медицинской информативности пациента (в первую очередь, о своем заболевании/своих заболеваниях), которая является результатом взаимодействия, получаемой им по различным социально легитимизованным каналам — от медицинских работников, из средств массовой информации, от своих родных и знакомых, научно-популярной литературы и других источников.
Следовательно, на своевременном этапе лечебный процесс предполагает не только ответственные личные решения пациента (которые в значительной мере базируются на его информативности), но и учет врачом при структурировании взаимоотношений с пациентом (наряду с признанием изменившегося статуса пациента) степени и направленности его информированности последнего.
Для оптимизации взаимодействия врача и пациента, а также повышения удовлетворенности больных лечебным процессом необходимо:
- информировать пациента о предлагаемых методах и средствах лечения, особенно при использовании методов, связанных с риском для его здоровья;
- обеспечить реализацию прав пациентов;
- прогнозировать потенциальную эффективность медицинских услуг;
- контролировать динамику заболевания путем последующих контактов с пациентом;
- разрабатывать превентивные меры по профилактике патологических состояний.
Использован материал www.estet-portal.com
Научно-технический прогресс создает кибернетический парадокс — чем меньше врач умеет делать сам, тем больше он полагается на аппаратуру.
В большинстве случаев при оказании медицинской помощи медицинские работники имеют дело не только с заболеванием, но и с психосоциальными проблемами пациентов. Необходимо затратить достаточно много усилий, чтобы понять, как лучше справиться с проблемами с медицинской и с социальной точек зрения, так как они неизбежно будут составлять изрядную долю в запросах пациентов независимо от того, будут ли врачи рассматривать эти проблемы как присущие получению медицинской помощи или не являющиеся таковыми.
Медицина, взявшая на вооружение системный подход к здоровью, опирается на теплоту человеческих контактов, а не на холод аппаратуры.