Перспективы саморегулирования в медицине

Редакт. Ремедиум Приволжье
Ремедиум Приволжье, № 9 (168) 2018

Саморегулирование можно представить как связующее звено между тремя элементами — государством, обществом и здравоохранением. При этом рассматривая связь между здравоохранением и государством, можно сказать, что саморегулирование предоставляет врачам возможность взять на себя выполнение некоторых функций, которые до этого выполняло государство. 

Источник: http://www.sanatorioallende.com/web/ES/examenes__diagnosticos,__estudios___y__procedimientos__terapeuticos.aspx

Саморегулируемые организации (СРО) могут не только устанавливать нормы, правила и стандарты для своих участников, но и проводить их обучение, разрабатывать траекторию развития профессионального развития. При взаимодействии общества и здравоохранения саморегулирование должно привести к повышению качества оказания медицинских услуг, поскольку саморегулируемые организации могут устанавливать более высокие стандарты оказания медицинской помощи, внедрять новые стандарты и способы лечения, следить за уровнем квалификации врачей и проводить их обучение.

При повышении качества оказания медицинской помощи люди начнут относиться более лояльно к сфере здравоохранения. Вследствие этого будет повышаться уровень доверия общества к врачам и к сфере здравоохранения в целом. Идея добровольного профессионального саморегулирования врачей в рамках отдельных специальностей уже нашла немало последователей.

На сегодняшний день зарегистрированы и работают: региональная СРО врачей травматологов-ортопедов, а также СРО специалистов МРТ-диагностики и СРО врачей-флебологов, объединяющие специалистов со всей России. Но несмотря на рост в здравоохранении числа саморегулируемых организаций (таким статусом обладают 15 некоммерческих партнерств и ассоциаций, объединяющих 800 организаций из 54 регионов), реально практическую работу, предписанную законом о саморегулировании, ведет едва ли половина.

Об этом сообщил Сергей Мисюлин — исполнительный директор СРО Национальная ассоциация медицинских организаций, член экспертного совета ФАС России по конкуренции в здравоохранении, член экспертного совета по вопросам медицинского, фармацевтического образования и кадровой политики в здравоохранении, член Общественного совета при Управлении Роспотребнадзора по г. Москве. Ряд российских экспертов выражают тревогу и обеспокоенность в отсутствии сотрудничества между общероссийскими врачебными ассоциациями, очевидна необходимость выработки единства мнений по ключевым вопросам, несмотря на лидерские амбиции каждой из них. Результаты отраслевых
социологических опросов отражают мнение о перспективах интеграции общественных объединений по двум сценариям: полной и ограниченной.

Вполне вероятно, что крупные медицинские ассоциации (терапевтов, акушеров-гинекологов, хирургов, педиатров) будут развиваться самостоятельно. При этом интеграция ассоциаций в единую систему или их слияние — более рационально, так как позволяет снизить издержки на функционирование (общехозяйственные, управленческие расходы и число вспомогательного персонала), а также предоставляет возможность вырабатывать совместную политику по целому ряду вопросов, что, в свою очередь, поможет координировать функции различных медицинских ассоциаций.

Тем не менее даже если ассоциации не будут интегрированы в единую систему, им придется координировать действия для того, чтобы не противоречить друг другу (особенно это касается специализированных и общих ассоциаций, интересы которых могут пересекаться). Важным акцентом среди мнений участников медицинский объединений является недопустимость подмены направления деятельности саморегулирования в области медицины, а не здравоохранения. СРО должны заниматься медицинскими профессиональными проблемами врачей, а не здравоохранения.

Подобное мнение, что между этими системами здравоохранения и саморегулирующей организацией должно быть соглашение, предметом которого должна быть медицинская деятельность, а не здравоохранение, отражают и другие представители медицинских объединений, при этом Минздрав обеспечивает условия для этой деятельности, а врачи — осуществление этой деятельности.

Минздрав со своей стороны должен отвечать за помещения, оборудование, санитарно-гигиеническое состояние в соответствии со своими стандартами здравоохранения, а СРО — за качество профессиональной деятельности врачей в соответствии со своими стандартами медицины. При этом профессиональная ответственность врачей должна быть застрахована, как этого требует закон о саморегулировании; врач не может нести ответственность за недоработки чиновников здравоохранения.

Одним из перспективных направлений могло бы стать создание кодекса этики для работников в сфере здравоохранения, стандартов качества медицинских услуг и способов мониторинга и оценки деятельности врача со стороны профессиональных объединений. Конкуренция Медицинских ассоциаций за место лидирующей ослабляет доверие врачей, не прибавляет энтузиазма членам объединений, и ведет к угасанию.

Поэтому вполне обоснованно звучат предложения экспертов и руководителей ассоциаций о налаживании рабочего партнерства между всеми авторами данного процесса. Соглашение между действующими медицинскими ассоциациями о единстве мнений по актуальным вопросам медицинского сообщества и могло бы произойти «если генералам удастся договориться между собой».

Ведь профессиональный авторитет при этом все равно никуда не исчезнет. Неспособность лидеров договариваться между собой, была выявлена в ходе исследования, поведенного в Центре фундаментальных исследований НИУВШЭ. Участники этого исследования также высказали предположение, что это ограничение вполне преодолимо с помощью принятия четких правил игры, которые могут быть предложены государством. Перемены нужны, поэтому ради них можно пожертвовать статусами.

Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России.

Путин Владимир ВладимировичПрезидент Российской Федерации

У нас здравоохранение управляет медициной, а во всем мире наоборот. Там медицина говорит — как лечить и чем лечить, а здравоохранение создает для этого условия. Саморегулирование профессиональной деятельности — это не регулирование здравоохранения, это регулирование медицины — это регулирование диагностики и лечения, это регулирование деятельности врача по лечению пациента, это регулирование правилами медицины, которые позволяют поставить правильный диагноз и вылечить больного. Это регулирование процесса, в конце которого стоит не орган надзора, проверяющий выполнение требований приказов Минздрава, а судебно-медицинский эксперт, проверяющий твою работу и дающий оценку, все ли ты сделал как врач для излечения больного. Закон об охране здоровья дает нам право разрабатывать и утверждать клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи. Это и есть наши стандарты и правила профессиональной деятельности, которые мы должны разрабатывать и утверждать самостоятельно. У нас есть эти полномочия, и просить ни у кого ничего не нужно. Именно эти грамотно написанные протоколы лечения будут защищать врачей перед пациентом, судом и судебно-медицинским экспертом. Так — во всем мире, но почему-то — не у нас. Минздрав управляет системой здравоохранения и регулирует эту деятельность своими приказами.

Суржиков Павел Александровичген. директор стоматологической клиники «Семейный Доктор»
По вопросам публикации статей

Мутовкина Елена

Ответственный редактор

(831) 411-19-83 доб. 205

medalmanac@medalmanac.ru

Подписка на новые материалы
Смотрите также
Зачем практическому врачу доказательства
Квашнина Д. В., Саперкин Н. В.
Ремедиум Приволжье, №1 (170) 2019
Главная темаОрганизация здравоохранения
Здравоохранения Оренбургской области: курс на развитие
Минздрав Оренбургской области
Ремедиум Приволжье, №1 (170) 2019
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Развитие здравоохранения Удмуртской Республики
Минздрав Удмуртской Республики
Ремедиум Приволжье, №1 (170) 2019
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
«Щит и Меч» в работе медицинских специалистов
Редакт. Ремедиум Приволжье
Ремедиум Приволжье, № 10 (169) 2018
Главная темаОрганизация здравоохранения
Не навреди себе сам
Редакт. Ремедиум Приволжье
Ремедиум Приволжье, № 10 (169) 2018
Главная темаОрганизация здравоохранения