Corrige praetertum, praesens rege, cerne futurune
Анализируй прошлое, руководи настоящим, предусматривай будущее
Публикации
Новые проблемы фармацевтического рынка на старый лад Новые проблемы фармацевтического рынка на старый лад
Автор: Кононова С.В.


Фармацевтическое сообщество России, и Нижегородской области в том числе, на очередном витке своего развития делает успешные, а иногда и безуспешные, попытки справляться с рыночными, социальными и правовыми проблемами.
На решение обозначенных и других проблем в системе лекарственного обращения постоянно направляются усилия,  и  возрастает внимание нормотворяших,  регуляторных и надзорных  органов  федерального и региональных уровней.
Под постоянным государственным оком находятся такие направления как,  подготовка специалистов соответствующих специальностей и уровней, развитее отечественного производства лекарственных препаратов, ассортиментная насыщенность фармацевтического рынка, поиски и оптимизация путей ценовой, ассортиментной, географической доступности фармацевтической помощи для населения, рациональное использование лекарственных средств в  медицинских организациях, надзор и контроль.
Но, тем не менее, постоянно возникают новые проблемы или преобразуются старые.  
О чем речь? Попытаемся разобраться, насколько это возможно, обратив внимание на некоторые аспекты деятельности фармацевтических организаций.
Развитие розничного сегмента фармацевтического рынка в современных сложных экономических условиях на первый взгляд можно оценивать как положительный элемент. Однако то, что  более 20 % фармацевтических должностей в фармацевтических организациях Нижегородской области занято лицами без фармацевтического образования, никак нельзя отнести к разряду положительных явлений. Процент этот только за последние три года увеличился на одну треть. Можно сколь угодно долго сетовать на слабый контроль со стороны регуляторно-надзорных органов. Все так. Но, по моему глубокому убеждению, дело не только в этом. За каждой фармацевтической организацией невозможно установить «денно-нощный» контроль. Причина в другом – слишком большой крен (в отличии от Пизанской башни) дали нравственно – правовые устои некоторых владельцев фармацевтического бизнеса  Как только они накренятся до критического угла, можно будет проститься с профессионально – компетентностным розничным фармацевтическим рынком. Кроме того, как показывают наши исследования, этот элемент становится одним из факторов, усугубляющим профессиональное выгорание специалистов.
Сдерживает цивилизованное развитие фармацевтических организаций не только кадровая проблема. К ним можно отнести и набирающее обороты развитие интернет каналов  распространения лекарственных препаратов, где уже точно можно «обходиться» без профессионалов – провизоров и фармацевтов. В фармацевтических организациях, по мнению самих фармацевтических работников, в 15- 20% случаев отмечаются нарушения лицензионных требований (это при регулярном внешнем контроле). Что происходит в интернет-аптеках – информацией никто не располагает. Кроме того, развитие интернет аптек подрывает экономическую устойчивость законно работающих фармацевтических организаций, и не только розничных, но и оптовых.
За последние 2-3 года на фармацевтическом рынке наблюдается «активный рост» новых аптечных сетей, образующихся за счет разделения крупных игроков  фармацевтического рынка. Хорошо это или плохо? Для потребителя зачастую это не имеет значения – лишь бы цены не росли. ФНС и налоговые органы разворачивают борьбу с этим явлением полным фронтом. С точки зрения экономики это обосновано.  Мягко говоря, это можно назвать не этичным бизнесом, а строго говоря – недобросовестным, со всеми вытекающими  экономическими и юридическими последствиями, что может сказаться не только на экономике хозяйствующих субъектах, но и на материальном благополучии работающих в них провизорах и фармацевтах.     По нашему мнению эта борьба ни к чему хорошему не приведет.  Не пора ли подумать об изменении налоговых подходов  к  деятельности фармацевтических организаций, не зависимо от их производственных объемов.
Как снежный ком нарастает еще одна проблема.  Врачебное сообщество все более активно выступает против такой компетенции провизора как консультирование населения. Это мнение не менее активно будируется в средствах массовой информации,  при чем  не только в специализированных изданиях (это уже относится к профессиональной этике). Возражения обосновываются содержанием квалификационных требований  (приказ 541), тогда как профессиональным стандартом «Провизор» за провизорами закреплена функция консультирования и информирования населения, но не лечении (как подчеркивают наши оппоненты), а о правилах применения и использования  лекарственных препаратов и других  товаров  аптечного ассортимента,  побочных эффектах лекарственных препаратов,  возможных нежелательных реакциях,  условиях  и особенностях  их хранения, совместимости с другими лекарственными препаратами, пищей.  Более того, в структуру консультирования входят вопросы хронофармакологии и квалифицированного интерпретирования инструкций на лекарственные препараты и другие товары аптечного ассортимента.
Убрать эту функцию у провизора,  значит оставить пациента один на один  со своими проблемами  (к врачу оперативно «достучаться»  сложно, а иногда и невозможно;  в аптеке специалист первого стола тоже работает по принципу: «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего ни кому не скажу»).  И остаются советы с экрана телевизора, со страниц печатных изданий и сонма  «знахарей и лекарей».  Благо количество последних постоянно растет и пропагандируется, т.к. почва уж очень благодатная.
Обозначенные проблемы прямо или косвенно  свидетельствуют о том, что требования к специалистам постоянно растут как в части профессионального уровня, так и в части развития личностных качеств. Следует заметить, что  большей части специалистов  паритет этих направлений позволяет успешно расти и совершенствоваться, обеспечивать качество фармацевтической деятельности. Что вселяет уверенность в цивилизованном развитии фармацевтического рынка и открытом движении его субъектов навстречу потребителям фармацевтических товаров и услуг.    
Выводы очевидны:
- высокий уровень требований к компетентностному уровню специалистов носит объективный характер, и необходимость его постоянного роста очевидна;
- развитие розничных организаций зависит не только от уровня заболеваемости населения, но и от лояльности потребителей (влияние уровня консультирования на лояльность);
- постулат «закон суров – но это закон» должен быть профессиональным кредо не только для фармацевтических специалистов, но и для работодателей и владельцев фармацевтического бизнеса;
- не стоит «приходить с мечом» в фармацевтический бизнес.

Возврат к списку