Инвентаризация и модернизация ПМСП

Редакт. Ремедиум Приволжье
Ремедиум Приволжье, № 7 (175) 2019

Ожидаемое в 2020 году беспрецедентно увеличенное государственное финансирование на реализацию нацпроекта «Здравоохранение» в размере 1,367 трлн рублей, из которых на первичное звено здравоохранения предусмотрено 237,5 млрд рублей, является существенным ресурсом и должно иметь хороший результат. 

Источник: https://scaner.pro/catalog/elements/1376/

Меры по укреплению первичного звена здравоохранения предстоит реализовывать на всех уровнях власти, а также непосредственно медицинским сообществом. Давно стало очевидным, что проблем накоплено очень много и они не ограничиваются модернизацией материально-технической базы поликлиник и амбулаторий.

Сейчас в первичном звене здравоохранения не хватает более 25 тыс. врачей и более 135 тыс. среднего медперсонала, не хватает и узких специалистов.

«Нам нужна система, которая мотивирует медицинский персонал повышать качество своей работы, четко соблюдать и выдерживать высокие требования к ней», — обозначает глава государства.

Необходимо для обеспечения кадрами решать системные «болезни» здравоохранения, а также использовать накопленный успешный опыт некоторых регионов, где социальная поддержка местного управления позволила сгладить трудности обеспечения доступности первичной медицинской помощи в малонаселенных местностях.

Уже сегодня Постановлением Правительства РФ утверждены принципы модернизации первичного звена здравоохранения и правила проведения экспертизы проектов региональных программ и мониторинга в этой сфере. Документ подготовлен Минздравом по поручению Президента РФ по итогам совещания 20 августа 2019 года.

Модернизацию первичного звена здравоохранения планируется проводить, исходя из основных принципов охраны здоровья, установленных Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Во главе угла: обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности и населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек; приоритет интересов пациента; ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан при организации данного вида помощи.

В соответствии с этими принципами предусмотрены мероприятия, в том числе в целях формирования региональных программ модернизации первичного звена и их реализации, определены ожидаемые результаты, ответственные исполнители и сроки исполнения. В частности, планируется инвентаризация объектов здравоохранения, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь населению, а также центральных районных и районных больниц и их кадрового обеспечения; разработка оптимальных схем размещения медучреждений; а также в случае необходимости — строительство новых, замена изношенных, капитальный ремонт, оснащение необходимым оборудованием и транспортными средствами.

Планируются также изменения системы оплаты труда медицинских работников, реализация региональных мер социальной поддержки и стимулирования, совершенствование системы оплаты первичной медико-санитарной помощи. Как и ранее, документ определяет правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории России, предусматривая организацию оказания такой помощи не только в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, но и ИП, имеющими лицензию на медицинскую деятельность.

Установлено, что первичная медико-санитарная помощь в медорганизациях может оказываться населению как в качестве бесплатной (в рамках программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи за счет средств ОМС и средств бюджетов), так и в качестве платной медицинской помощи (за счет средств граждан и организаций).

Сохранены основные формы ее оказания — плановая и неотложная. Как и сейчас, помощь может оказываться амбулаторно (в медорганизации, по месту жительства пациента, при патронаже отдельных групп населения, по месту выезда мобильной медицинской бригады) или в условиях дневного стационара, в т. ч. стационара на дому.

Перечисляются основные виды медико-санитарной помощи — первичная доврачебная, врачебная и специализированная медико-санитарная помощь. Кроме того, указывается, какие участки могут быть организованы в медорганизациях: фельдшерский; терапевтический (в т. ч. цеховой); врача общей практики (семейного врача); комплексный; акушерский; приписной.

При этом оговорена рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медперсонала. Конкретизирован и порядок оказания медпомощи в зависимости от количества жителей в населенных пунктах.

Также документом утверждены правила организации деятельности:

  • поликлиники;
  • отдельных кабинетов поликлиники (включая регистратуру, кабинет неотложной медпомощи, кабинет врача общей практики и т. п.);
  • мобильной медицинской бригады;
  • врачебной амбулатории;
  • фельдшерского и фельдшерско-акушерского пункта;
  • центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины).

Одновременно установлены стандарты оснащения и рекомендуемые штатные нормативы медорганизаций и их структурных подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Путин распорядился Президент Владимир Путин поручил правительству РФ проработать к 1 ноября 2019 года порядок выдачи дополнительных денежных средств медицинским работникам первичного звена.

Соответствующее распоряжение содержится в перечне поручений по итогам совещания по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения, состоявшегося 20 августа 2019 года. Согласно официальному тексту поручений, правительству предстоит представить предложения по «установлению ежемесячных дополнительных денежных выплат медицинским работникам медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь».

Также президент поручил проработать возможность введения дополнительного повышающего коэффициента к единовременным компенсационным выплатам медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на удаленных территориях с низкой транспортной доступностью.

Кроме того, Правительство РФ должно принять множество новых нормативно-правовых актов в связи с модернизацией, в частности: 

  • требования к медорганизациям, которые претендуют на статус «внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи»; 
  • порядок контроля и административную ответственность губернаторов и руководителей ОУЗ за невнесение необходимой информации в геоинформационную подсистему ЕГИСЗ; 
  • новые нормативы и правила эксплуатации зданий медорганизаций; 
  • утверждение для каждого субъекта РФ предельной стоимости капремонта объектов здравоохранения в расчете на один кв. метр; 
  • наделение Минздрава России полномочиями по созданию и ведению федерального регистра студентов-медиков; 
  • обязательное согласование с Минздравом кандидатуры на должность руководителя регионального ОУЗ;
  • законодательное закрепление понятий «молодой специалист» и «врач-наставник» (для работы выпускников медвузов в муниципальных и госклиниках под контролем опытных специалистов в течение трех лет).

Также Правительство РФ должно поразмыслить над такими возможностями, как:  предварительное согласование (с органом власти) решения о создании медорганизации/об изменении ее профиля;  доплаты медикам тех учреждений, где оказывают первичную медико-санитарную помощь;  дополнительный коэффициент для участников программы «Земский доктор», приезжающим на работу на Крайний Север, в Арктику, труднодоступные местности; бесплатные лекарства для «амбулаторных» пациентов после ОНМК и ОКС; освобождение поликлиник от налога на имущество организаций и земельного налога;  обязательный капремонт и обновление медоборудования за счет средств учредителя медорганизации;  отказ от НСОТ и введение единой структуры зарплаты медиков на всей территории РФ с нормативами минимального должностного оклада медработника и максимального уровня совместительства.

Регионам предложено: увеличивать ежегодно на треть от текущего дефицита кадров количество студентов медтехникумов (путем увеличения госзадания, финансируемого регионом), социально поддержать медработников первичного звена здравоохранения и СМП, в том числе обеспечивать их служебным жильем с возможностью его приватизации, участком ИЖС, льготной ипотекой, а также давать их детям путевки в садик в первоочередном порядке.

По вопросам публикации статей

Мутовкина Елена

Ответственный редактор

(831) 411-19-83
(доб. 205)

redact@medial-journal.ru

Подписка на новые материалы
Смотрите также
Маршрутами развития профессионализма
Редакт. Ремедиум Приволжье
Ремедиум Приволжье, №8 (176) 2019
Главная темаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Пермского края: ключевые моменты
Пресс-служба Минздрава Пермского Края
Ремедиум Приволжье, №8 (176) 2019
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Некоторые результаты компаративного анализа качества жизни врачей в российской провинции
Ковалев Е. П.
Медицинский альманах, № 5−6 (61) 2019
Организация здравоохранения
Новые формы организаций медсестринской помощи «Автономная деятельность медицинской сестры»
Доютов Д. Н., Доютова М. В.
Ремедиум Приволжье, № 7 (175) 2019
Главная темаОрганизация здравоохраненияСестринское дело
Инновационная политика в здравоохранении России на современном этапе развития
Полушкина И. Н.
Медицинский альманах, № 3−4 (60) 2019
Организация здравоохранения
Подписывайтесь на наши группы в соцсетях