Журнал «Ремедиум Приволжье»

Издается с 2001, онлайн-версия с 2014 года

Маршрутами развития профессионализма

Редакт. Ремедиум Приволжье
Ремедиум Приволжье, № 8 (176) 2019

Проблема повышения качества медицинской помощи тесно связана с проблемой повышения медицинского профессионализма. Развитие профессионализма, как и компетентности медицинских специалистов, базируется на развитии ключевых навыков, а именно: профессиональных, коммуникативных, исследовательских и научных. 

Источник: https://xn--80aafeg3bveo.dp.ua/57291

О маршрутах медицинского образования, возможностях повышения квалификации, первых результатах аккредитации в России, эффективности использования симуляционного обучения, применении объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) для оценки, развитии непрерывного медицинского образования (НМО) говорили руководители крупнейших международных и российских организаций на ежегодном форуме «Росмедобр — 2019» www.rosmedobr.ru.

Развиваются и укрепляются материально-техническая и методическая базы более 80 симуляционнотренинговых центров. Совершенствовать знания и навыки на протяжении всей профессиональной жизни позволяет система НМО. В целях непрерывного повышения профессионализма врачей создан единый образовательный портал для дистанционного обучения и выбора очных образовательных и тренинговых программ edu.rosminzdrav.ru.

Одна из важнейших задач модернизации портала — индивидуализация обучения. Она реализуется с учетом образовательных потребностей самого специалиста, потребностей системы здравоохранения в целом, уровня знаний, умений специалиста и особенностей его профессиональной деятельности — автоматически формируются персональные рекомендации по обучению.

Сегодня на нем представлено более тысячи интерактивных образовательных модулей по различным специальностям. Пользователями являются уже 236 тыс. врачей, или 43% от их общего количества. На прошедшем в Москве 7−8 октября VII съезде Национальной медицинской палаты также были всесторонне обсуждены трудные вопросы профессионального развития и определены перспективы их решения.

Основные характеристики квалификации, необходимой медицинским работникам для осуществления их профессиональной деятельности, закладываются профессиональными стандартами. В настоящее время совместно с Национальной медицинской палатой подготовлено 38 профессиональных стандартов по ключевым медицинским специальностям.

Создание еще 30 стандартов для врачей-специалистов и среднего медицинского персонала должно быть полностью завершено до конца текущего года. Именно на основе профессиональных стандартов формируются аккредитационные критерии для процедуры допуска к профессиональной деятельности.

Ведущие специалисты-эксперты призывают профессиональные ассоциации усилить работу в регионах и содействовать развитию профессионализма медицинских специалистов.

Приверженность к обучению

Под профессионализмом подразумевается приверженность к постоянному обучению, а также понимание различий научно обоснованных знаний и личного опыта. Понятие «научно обоснованные знания» подразумевает определенный методологический подход, который относится к предмету новой фундаментальной клинической науки: клинической эпидемиологии.

Эта наука представляет собой основы методологии клинического исследования и необходима врачу для понимания современной научно-прикладной медицинской литературы, в которой описываются результаты клинических исследований. Категория профессионализма включает специальные знания и навыки, которые связаны с освоением различных направлений медицинской деятельности, а также включает знания и навыки, необходимые врачу для правильной трактовки новой клинической информации.

В условиях повышения скорости обновления знаний и информации компонент профессионализма, который связан с приобретением навыков понимания языка отчетов о результатах современного клинического исследования, заслуживает особого внимания. Этот компонент профессионализма обеспечивает врача навыками свободно ориентироваться в быстро меняющемся информационном поле медицинской науки, воспринимать новую информацию, формировать собственные суждения и эффективно внедрять достижения науки в текущую врачебную практику. Образовательные проблемы в данном разделе образования врачей до сих пор не решены на институциональном уровне, считает экспертное общество.

Аккредитация

Тема аккредитации специалистов — оценки профессиональной компетентности, стала сейчас одной из наиболее обсуждаемых тем на всех уровнях медицинской отрасли. Институт аккредитации поэтапно внедряется в России с 2016 г. в рамках перехода на систему непрерывного медицинского образования (НМО). Несмотря на то, что процесс первичной аккредитации реализуется в общероссийском масштабе и многие вопросы уже решены, продолжает обнаруживаться немало проблем в его реализации.

Вице-президент НМП Наталья Аксенова на прошедшем съезде НМП сообщила о росте задач в аккредитационных комиссиях: с 2017 по 2019 год аккредитацию прошли 102 767 медиков. При этом с 2017 по 2018 год работали 62 аккредитационные комиссии, а в 2019 году, когда началась первичная специализированная аккредитация, — уже 72 комиссии.

В 2020 году их понадобится уже более 90, при этом не решен вопрос оплаты для членов комиссий. В ближайшее время начнется периодическая аккредитация, что потребует работы аккредитационных комиссий на постоянной основе, и тогда вариант оплаты труда членов комиссий по месту их работы станет недостаточным. Помимо этого, в аккредитации участвуют врачи, которые находятся на пенсии, а также работники частных организаций. Их труд пока не оплачивается.

Нацмедпалата стоит на позиции, что поскольку аккредитация является государственной процедурой, то и работа членов аккредитационных комиссий должна оплачиваться как государственная служба. Наталья Аксенова отметила, что средства для этого можно изыскать в том числе в субсидиях Минздрава для целевой оплаты этой работы в регионах.

Целевую субсидию можно направлять Нацмедпалате. До решения данного вопроса эксперты предлагают предоставить членам аккредитационной комиссии дополнительные дни к отпуску и представлять лучших сотрудников к ведомственным наградам Минздрава. Для решения проблем должного технического оснащения и нехватки аккредитационных площадок эксперты Нацмедпалаты предлагают при формировании аккредитационных комиссий для проведения специализированной первичной аккредитации врачей учитывать потенциал регионов, где отсутствуют аккредитационные площадки, привлекая профессиональное медицинское сообщество ближайших регионов к совместной работе.

На прошедшем съезде НМП делегаты выступили с предложением решить проблему трудоустройства выпускников вузов, прошедших первичную аккредитацию, и которые могут сейчас работать только участковыми врачами или участковыми педиатрами в поликлинике, приравнять к врачу-стажеру обучающегося в ординатуре за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предусмотрев внедрение института наставничества и введение системы оплаты труда специалисту-наставнику. Такая мера направлена и на получение практического опыта молодыми врачами и одновременно на решение проблем кадрового дефицита.

Учиться врачевания всю жизнь

Тесно связаны с вопросами аккредитации и вопросы непрерывного медицинского образования. Эксперты констатируют несовершенство законодательства, регулирующего НМО, при этом уже более 500 тыс. врачей вовлечены в систему НМО. Сейчас в процессе НМО медики могут регистрироваться на портале по НМО edu.rosminzdrav.ru, указывать свои специальности и формировать пятилетние образовательные циклы, с обязательным ежегодным прохождением определенного минимума мероприятий. Этот минимум определяется баллами.

При этом балльная система никак не урегулирована законодательно, и образовательная активность, измеряемая в баллах, которые накапливают медработники, осваивая различные образовательные программы, не находит отражения в нормативных документах. Для успешной аккредитации врачу также необходимо представить «портфолио» за последние пять лет. Однако четкой расшифровки этого понятия ни в одном нормативном документе нет.

В августе 2019 года Минздрав РФ анонсировал разработку закона, меняющего подход к организации НМО в России. Изменения планируется внести в статьи 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья» и 273-ФЗ «Об образовании», а также заменить непрерывное медицинское образование на непрерывное профессиональное развитие (НПР).

Перечень программ повышения квалификации и мероприятий предлагается формировать по решению специально созданного совета, в состав которого войдут представители научных учреждений, медицинских и фармацевтических организаций, профессиональных НКО. Остается много претензий к образовательным стандартам — их необходимо выстраивать на основании профессиональных стандартов.

В ближайшее время, вероятно, будет решаться вопрос об осуществлении проверок соблюдения лицензионных требований организациями, осуществляющими обучение по программам профессиональной переподготовки специалистов в сфере здравоохранения, на основании требований профессиональных стандартов и соответствующих им федеральных государственных образовательных стандартов.

Официальный представитель Ассоциации по медицинскому образованию в Европе и член Координационного совета по НМО Минздрава РФ Залим Балкизов отметил, что обучающие курсы для медработников в системе НМО сегодня предлагают более 600 организаций, при этом качество такого образования не контролируется.

Он предложил ужесточить требования для организаций, получающих лицензию на проведение образовательных мероприятий, а также ввести юридическую ответственность за качество подготовки специалистов, выдачу поддельных сертификатов, которые сегодня свободно продаются в интернете.

По его словам, нынешняя редакция ФЗ-273 «Об образовании в РФ» не содержит правовых механизмов для оценки образовательных мероприятий, качества программ и допуска в эту сферу сторонних организаций, в связи с чем количество провайдеров растет, при этом лицензирующие органы не вправе отказывать новым участникам. Ожидается и решение вопросов введения платного механизма рецензирования образовательных мероприятий, которые входят в систему НМО.

«Дорогу осилит идущий», гласит библейское высказывание, и пусть будет поддержано стремление профессионалов к развитию и совершенствованию.

Особое внимание государство уделяет обеспечению российского здравоохранения высококвалифицированными специалистами, обладающими современными компетенциями.

Семенова Татьяна Владимировназаместитель министра здравоохранения РФ

С учетом того, что учат мед вузы, а допускают к работе врачи, мы обязаны иметь специалистов по всем специальностям во всех регионах для адекватной оценки знаний врачей.

Рошаль Леонид Михайловичпрезидент НМП
По вопросам публикации статей

Мутовкина Елена

Ответственный редактор

(831) 411-19-83
(доб. 205)

redact@medial-journal.ru

Подписка на новые материалы
Смотрите также
Управление качеством в медицинских организациях
Редакт. Ремедиум Приволжье
Ремедиум Приволжье, № 9−10 (177) 2019
Главная темаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Самарской области: ключевые моменты
Пресс-служба Минздрава Самарской Области
Ремедиум Приволжье, № 9−10 (177) 2019
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Пермского края: ключевые моменты
Пресс-служба Минздрава Пермского Края
Ремедиум Приволжье, № 8 (176) 2019
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Некоторые результаты компаративного анализа качества жизни врачей в российской провинции
Ковалев Е. П.
Медицинский альманах, № 5−6 (61) 2019
Организация здравоохранения
Новые формы организаций медсестринской помощи «Автономная деятельность медицинской сестры»
Доютов Д. Н., Доютова М. В.
Ремедиум Приволжье, № 7 (175) 2019
Главная темаОрганизация здравоохраненияСестринское дело
Подписывайтесь на наши группы в соцсетях