Журнал «Ремедиум Приволжье»

Издается с 2001, онлайн-версия с 2014 года

Управление качеством в медицинских организациях

Редакт. Ремедиум Приволжье
Ремедиум Приволжье, № 9−10 (177) 2019

Обеспечение эффективности и повышение уровня качества и безопасности оказываемой медицинской помощи — это вызов, стоящий не только перед Российской Федерацией, но и перед всеми странами мира. 

Источник: https://kono-pizza.ru/tsitologiya/tsitologicheskiy-ginekologicheskiy-mazok/

Приоритетность вопросов обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности подтверждается декларациями последних глобальных министерских саммитов по безопасности пациентов (Токио — 2018, Джидда — 2019), где были определены наиболее эффективные пути повышения безопасности пациентов, в частности минимизация потенциально предотвратимого вреда, непрерывное обучение медицинского персонала «культуре безопасности» пациентов, формирование национальных политик и правил по безопасности пациентов, а также «расширение знаний на основе данных доказательной медицины».

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), медицинские ошибки или неблагоприятные события, связанные
с оказанием медицинской помощи, происходят в 8−12% случаев госпитализаций. Примерно при каждом 10-м патолого анатомическом вскрытии фиксируются диагностические ошибки — расхождения с клиническим диагнозом.

Экономические потери системы здравоохранения составляют около 15% расходов больниц и являются прямым следствием неблагоприятных событий, связанных с оказанием медицинской помощи. Каждая страна формирует национальные подходы к внедрению общих критериев качества и безопасности медицинской деятельности, в развитых странах они формируются и развиваются как негосударственными профессиональными сообществами в сфере здравоохранения, так и институтами, агентствами и иными подведомственными государственными учреждениями.

В России аналогичную работу ведет ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора. Институт — коллективный член Международного общества по качеству в сфере здравоохранения (ISQua). В настоящее время совместные усилия Минздрава России, Росздравнадзора и подведомственного ему Национального института качества направлены на внедрение и развитие систем менеджмента качества в российских медицинских организациях, использование наилучших международных практик в области создания эффективной инфраструктуры управления качеством на уровне медицинской организации и на государственном уровне.

Построение национальных систем управления качеством в здравоохранении базируется на отраслевых наборах требований, основанных на принципах стандартизации и учитывающих требования международных стандартов, например, Международной организации по стандартизации (ISO) систем менеджмента качества серии ISO 9000, требований отраслевых стандартов Объединенной международной комиссии (JCI, США), а также австралийских национальных стандартов безопасности и качества медицинских услуг (NHSQS) и других.

Однако единой и основной целью комитетов по качеству медицинской помощи различных уровней управления является реализация целей, задач и постоянное совершенствование деятельности лечебно-профилактических учреждений на основе международных стандартов и лучших достижений и традиций отечественной медицины.

Российское здравоохранение в создании системы управления качеством медицинских услуг также использует международный опыт. Классикой в области внедрения менеджмента качества в российском здравоохранении стали труды профессора Ю. М. Комарова (действительный член Всемирного (ISQua) и Европейского (EQuiP) обществ по обеспечению качества медицинской помощи, член Всероссийской организации качества, автор многих статей и книг по качеству медицинской помощи), наглядные рисунки схем которого размещены в этом обзоре.

ВОЗ в 2004 году разработала программу по обеспечению безопасности пациентов и рекомендовала всем странам мира внедрить ее. Создание системы управления качеством медицинской помощи было предусмотрено концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, а в первой редакции государственной программы «Развитие здравоохранения» было закреплено, что такая система должна начать работать в 95% медицинских организаций к 2019 году, однако сейчас реформа менеджмента качества и безопасности медицинской помощи в российских медицинских организациях значительно отстает от развитых стран по темпам внедрения современных принципов управления.

Деятельность медицинских организаций в области обеспечения качества медицинской помощи не в полной мере регламентирована. Каждая клиника формирует систему внутреннего контроля качества, исходя из собственных представлений, компетенций и уровня приверженности к идеологии качества.

Траектория на карте развития качества

Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации Росздравнадзора позволили разработать единые подходы и критерии качества в медицине и стали основой утвержденных приказом Минздрава России № 381н Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Пилотный проект по внедрению Предложений Росздравнадзора проводился с 2016 по 2018 год, охватил более 140 медицинских организаций в 29 регионах страны, доказал практическую ценность этого документа. Следует отметить, что большинство российских медучреждений, участвующих в реализации проекта по внедрению предложений Росздравнадзора, нашли ресурсные возможности для создания подобных служб и были официально признаны лучшими клиниками России.

Проект по внедрению и методологическому сопровождению предложений продолжает развиваться, поскольку этот документ предоставляет прежде всего методологию, инструмент для выстраивания национальной системы оценки деятельности медицинских организаций. Но решение вступать в проект или нет медицинская организация, безусловно, принимает самостоятельно, причем, мы надеемся, не только от лица главного врача, администрации, но и по-настоящему коллегиально: с участием и учетом мнения врачей, среднего медицинского персонала, технических сотрудников.

В перспективе будет разработана национальная концепция повышения качества и безопасности медицинской деятельности для внедрения системного подхода к решению этих ключевых задач здравоохранения, но 2019 год уже стал новой ступенью на пути к намеченной цели:

«2019 год особенный, поскольку в этом году вступают в силу правила внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи. Это определенная веха для здравоохранения», — сказал в обращении к участникам предстоящей в декабре XII Всероссийской научно-практической конференции «Медицина и качество» руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко.

Требуются инновации

Вступивший в силу Приказ Минздрава России № 381н не содержит принципиально новых и неясных для профессионального сообщества положений, а систематизирует действующие требования, критически значимые для обеспечения качества медицинской помощи и безопасности пациентов.

Система менеджмента качества (СМК)

Сегодня руководитель медицинской организации должен понимать, что без создания специализированной cлужбы контроля качества, действующей на основе принципов системы менеджмента качества (СМК) и бережливого производства, невозможно обеспечить эффективное управление клиникой.

В требованиях приказа заложен необходимый минимум для того, чтобы развернуть работу по управлению качеством, а реализация их требует дополнительной методической проработки с высоты успешного отечественного и международного опыта по внедрению СМК. Приказ не может содержать исчерпывающе полный перечень того, что должно быть выполнено, и все механизмы достижения цели. Руководителям и коллективам медицинских организаций придется заняться поиском и освоением путей реализации требований приказа.

Рекомендации

Ведущие эксперты рекомендуют:

  1. Реализацию требований приказа вести с использованием ISO 9001 в качестве инструмента системного менеджмента качества;
  2. При формировании системы внутреннего контроля качества медицинской деятельности медицинской организации предусмотреть анализ экономической эффективности (экономической безопасности), который позволит определить объем необходимых для реализации проекта инвестиций (материальных и нематериальных ресурсов), и для расчета объема прибыли от его внедрения. Это в свою очередь важно для обеспечения стабильности финансовой системы, дальнейшего развития и совершенствования качества оказания медицинской помощи и, как следствие, сохранения конкурентоспособности организации;
  3. Необходимо обратить внимание на развитие компетенций в области качества и безопасности и максимальное вовлечение в данные процессы среднего медицинского персонала;
  4. Вести детальную методическую проработку и проведение организационных мероприятий по совершенствованию управления человеческими ресурсами и повышению уровня зрелости процессов в клинике;
  5. Изучить предложения Росздравнадзора, где в виде готовых чек-листов описана вся предстоящая работа по организации управления качеством, это позволит выполнить самооценку и составить план-график реализации мероприятий;
  6. Важно последовательно внедрять процессный подход и, насколько это возможно, делегировать полномочия и ответственность непосредственно владельцам процесса, оставляя за администрацией клиники обязанность по формированию условий для успешной работы;
  7. Необходимо реализовать на все сто принцип лидерства, вовлекать в работу весь коллектив.

Обеспечение ресурсов

Для реализации СМК в МО и требований Приказа понадобятся специалисты нового формата — менеджеры по качеству и внутренние аудиторы (не финансисты или оптимизаторы), а именно менеджеры по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

У главного врача есть возможность ввести в штатное расписание должность специалиста по управлению качеством уже сегодня. Профстандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденный приказом Минтрудсоцзащиты России от 07.11.2017 № 768н, в числе трудовых функций руководителя организационно-методического подразделения, заместителя руководителя медицинской организации и самого руководителя четко формулирует трудовые действия по разработке и внедрению СМК в медицинской организации, менеджменту качества и безопасности медицинской деятельности на уровне процессов и в масштабе всей клиники.

Значит, руководитель имеет право ввести должность врача-методиста по менеджменту качества. В зависимости от размера клиники ее служба управления качеством может быть представлена как кабинетом, так и отделом. 

Перспективы

Прогнозы экспертов: в тех клиниках, где руководство серьезно и ответственно подойдет к исполнению данного приказа, обязательно наступят позитивные изменения. Прежде всего, это отразится в повышении приверженности управленцев и рядового состава к идеологии качества, а затем скажется на уровне корпоративной культуры.

Далее последует цепная реакция — появится необходимость в обоснованных структурных изменениях, которые позволят сформировать модель клиники с высокой эффективностью; заметно улучшатся и станут более эффективными процессы; станет меньше обоснованных жалоб и претензий пациентов и их родственников; сократятся штрафы и объем финансовых взысканий, наложенных контрольными и надзорными органами; ощутимо снизятся расходы на текущую производственную деятельность; труд врачей станет более планомерным и стандартизированным, а значит, уменьшатся риски ненужных действий, неоправданных процедур и излишней нагрузки.

Интеграция

В каждой медицинской организации должна быть разработана и принята Программа менеджмента качества и безопасности медицинской деятельности. Сегодня у разных медицинских организаций разная степень погружения в данную тему. По единодушному мнению российских экспертов, на начальных этапах внедрения требований необходимо начать с тотального обучения сотрудников, проведения стажировок с целью изучения лучших практик, а также диагностического внешнего аудита или выполнения самооценки.

Без методической помощи построение в медучреждениях системы управления качеством и безопасностью затруднительно — необходимы консультанты, внешние аудиторы. Вероятно, поэтому будет целесообразно применить региональный подход, то есть внедрение требований во всех медицинских организациях субъекта страны под руководством территориального органа управления здравоохранением создать единые территориальные программы (дорожные карты) по реализации.

Для решения этой задачи нужно сформировать, к примеру, центры компетенций, межведомственные комиссии, организовать мониторинг по утвержденным показателям с составлением рейтинга. Такая региональная модель уже апробируется в Бурятии, Тюменской области, Красноярском крае и в других субъектах.

Центры компетенций на уровне региона, где эксперты дают знания и опыт специалистам медицинских организаций, ответственным за организацию внутреннего контроля качества из медицинских организаций, представляют готовые решения и лучшие образцы практик, которые могут быть масштабированы на другие учреждения с учетом демографических и организационных особенностей региона.

Отдельным вектором инновационных управленческих технологий внедрения СМК является интеграция различных уровней информации. Результат внедрения требований и задач СМК может быть намного эффективнее, если их стандартизировать, автоматизировать, интеллектуализировать, мобилизировать и централизовать для онлайн-аналитики. Аналитику, в свою очередь, надо превратить в «зонтичную» технологию и замкнуть на ней все процессы, «подсвечивающиеся» в требованиях.

Работа по достижению качества и безопасности медицинской деятельности значительно более емкая и разноплановая и выявляет структурные проблемы по обеспечению качества. Причина многих из них лежит не в плоскости конкретных медицинских организаций, и некоторые вопросы могут быть решены только при активном участии региональных органов управления здравоохранением, в ведении которых находятся эти медицинские организации. Поэтому необходимо наличие четкой стратегии достижения качества здравоохранения в каждом субъекте РФ.

Уточнение маршрутов

Для эффективного продвижения в области улучшения качества и безопасности медицинской деятельности было бы полезно сделать несколько выводов: 

  • без вовлечения в эту важнейшую работу как можно большего количества клиницистов дело будет продвигаться с трудом;
  • больше внимания надо уделять не разработке инструментов контроля, а методам их внедрения;
  • нужно сделать что-то простое, но понятное и полезное для всех, например мобильное приложение по контролю рисков тромбоэмболии легочной артерии, хирургических осложнений, то есть то, чем могут заинтересоваться практикующие врачи, а не только администрация; 
  • следовало бы на первом этапе внедрения приказа разделить требования для ведущих клиник в городах-миллионниках и региональных центрах и требования для клиник, которые расположены в сельской местности; 
  • необходимо обеспечить единство взаимосвязанных элементов, таких как преемственность, маршрутизация, безопасность, соответствие клиническим рекомендациям и т. п.

Отсутствие такой логической взаимосвязи может привести к возникновению мультидисциплинарных проблем и снижению уровня безопасности.

По вопросам публикации статей

Мутовкина Елена

Ответственный редактор

(831) 411-19-83
(доб. 205)

redact@medial-journal.ru

Подписка на новые материалы
Смотрите также
Лекарственное страхование — выбор пути
Попович Л. Д.
Ремедиум Приволжье, №1 (178) 2020
Главная темаОрганизация здравоохраненияФармация
Развитие здравоохранения Удмуртской Республики
Пресс-служба Минздрава Удмуртской Республики
Ремедиум Приволжье, №1 (178) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Развитие здравоохранения Пензенской области
Пресс-служба Минздрава Пензенской области
Ремедиум Приволжье, №1 (178) 2020
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Здравоохранение Самарской области: ключевые моменты
Пресс-служба Минздрава Самарской области
Ремедиум Приволжье, № 9−10 (177) 2019
Портрет регионаОрганизация здравоохранения
Маршрутами развития профессионализма
Редакт. Ремедиум Приволжье
Ремедиум Приволжье, № 8 (176) 2019
Главная темаОрганизация здравоохранения
Подписывайтесь на наши группы в соцсетях