Журнал «Ремедиум Приволжье»

Издается с 2001, онлайн-версия с 2014 года

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

Михайлова В. В.
Ремедиум Приволжье, № 2 (179) 2020

doi.org/10.21145/2686−8113−2020−2−5−8
Burnout syndrome in healthcare providers
Mikhailova V.V.

В последние годы наблюдается возрастание интереса к исследованию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Предупредительная работа над эмоциональным выгоранием у медицинских работников помогает снизить уровень стресса, увеличить удовлетворение от работы и повысить ее эффективность, найти баланс между работой и личной жизнью. 

Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

Впервые термин «burn-out» — «сгорание, выгорание», предложил Г. Дж. Фрейденбергер в 1974 г. в связи с анализом требований, предъявляемых к социальным профессиям, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие. Согласно Фрейденбергеру, эмоциональное выгорание — это характеристика психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами), в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

В дальнейшем социальный психолог К. Маслач определяет это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам».

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, связанное с работой. С выгоранием связана также деперсонализация.

В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. К. Маслач подчеркивает, что выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее проблема, которая «возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением».

По мнению отечественного психолога В. В. Бойко, синдром эмоционального выгорания представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

На сегодняшний день профессиональное выгорание в наиболее общем виде трактуется как реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Ведущую роль в синдроме выгорания играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек-человек». Проведенные в различных странах исследования свидетельствуют о том, что особой группой риска являются медицинские работники.

Профессия медицинского работника любой квалификации и области специализации требует от человека разносторонней образованности, постоянного повышения квалификации, а также обладания специфическими личностными качествами: эмпатией, терпением, чувством долга, наблюдательностью, решительностью, в определенной степени, способностью и готовностью рисковать и др.

Работа медицинских сотрудников сопряжена с высоким уровнем ответственности, предполагает постоянную психоэмоциональную нагрузку, связанную с ежедневным длительным напряженным общением с людьми, повышенным чувством ответственности за жизнь и здоровье пациентов, что в дальнейшем может способствовать развитию эмоционального выгорания на рабочем месте.

Также одной из причин эмоционального выгорания медицинских работников является высокая интенсивность работы. Средний коэффициент занятости медицинского персонала — полторы ставки. Таким образом, проблема эмоционального выгорания представляет не только научный интерес, но и имеет большую практическую значимость в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья медицинских работников.

Вероятность и степень проявления синдрома эмоционального выгорания медицинского работника является результатом комплексного сочетания различных параметров: пол, возраст, стаж работы, область специализации, тип лечебно-профилактической организации, где работает специалист, режим работы, личностные психо-эмоциональные характеристики, социально-психологический климат в рабочем коллективе, семейное положение.

Например, самые высокие показатели выраженности фаз СЭВ наблюдаются среди врачей-онкологов. Также СЭВ в большей степени подвержены хирурги, терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи, психиатры, анестезиологи-реаниматологи, стоматологи.

В группу риска возникновения СЭВ также входит профессия медицинской сестры. Данный вид работы предполагает ежедневное тесное общение с людьми, страдающими различными недугами, требующими повышенной заботы и внимания.

В таких условиях средний медперсонал испытывает повышенное эмоциональное напряжение. Синдром профессионального выгорания у медсестер наступает быстрее, чем у врачей, в среднем на 5−9 лет.

В. В. Бойко описывает следующие характеристики эмоционального выгорания, которые можно обозначить как симптомы, позволяющие диагностировать развитие СЭВ у специалиста:

  1. Снижение умственных возможностей и психологической активности.
  2. Холодность в общении с близкими и родными людьми.
  3. Цинизм в общении со всеми участниками профессиональной деятельности: руководство, коллеги, пациенты и их родственники.
  4. Проявление безразличия к обязанностям и к профессии в целом.
  5. Снижение деловой активности и личной мотивации.
  6. Появление неудовлетворенности результатами работы и ощущения профессиональной непригодности.
  7. Агрессия без явных причин, ярко выраженное недовольство окружающими и собой.
  8. Ухудшение состояния здоровья: головные боли, плохой сон и аппетит и снижение качества жизни в целом.

Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в лечение синдрома эмоционального выгорания, то самопроизвольного улучшения не произойдет. В выраженных формах синдром эмоционального выгорания подлежит тщательному и полному врачебному психотерапевтическому лечению.

Исследования показывают, что подавляющее большинство медицинских работников недостаточно информированы о последствиях синдрома, не владеют элементарными навыками саморегуляции и релаксации, имеют низкий уровень стрессоустойчивости, малоактивны в стремлении преодолеть стресс, разрешить конфликтную ситуацию.

Данный факт свидетельствует о важности применения мер профилактики, предупреждающих выгорание. На сегодняшний день необходимой и первоочередной частью профилактики эмоционального выгорания является личностная психологическая подготовка специалистов еще на уровне обучения в вузе.

Это не только теоретические основы психологии, но и практическое обучение, которое направлено на развитие стрессоустойчивости в жизни и на рабочем месте. В рамках профилактики и преодоления синдрома эмоционального выгорания целесообразным считается разработка специальных коррекционных программ.

Коррекционная программа профессиональной деятельности сотрудников, работающих в сфере помогающих профессий, включает, как правило, три этапа: подготовительный (начальный), основной и завершающий.

Подготовительный этап предполагает диагностику синдрома эмоционального выгорания и личности работника.

Основные методики, которые используются для определения СЭВ:

  1. Опросник диагностики выгорания К. Маслач и С. Джексон. Включает шкалы по определению эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Используется для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек-человек». Применяется также в версии, адаптированной Н. Е. Водопьяновой.
  2. Методика В. В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания» является одной из наиболее информативных. Предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания.
  3. Шкала организационного стресса (ШОС) Маклина, адаптированная Н. Е. Водопьяновой, измеряет восприимчивость к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.
  4. В США, Канаде, Японии для выявления «трудоголизма» широко используется вопросник Б. Киллинджер.
  5. Личностный опросник Р. Кеттелла позволяет выяснить особенности характера, склонности и интересы личности.
  6. Методика Е. П. Ильина «Ауто- и гетероагрессия» для определения направленности агрессии на себя или других людей.
  7. Методика Е. П. Ильина и П. А. Ковалёва «Личностная агрессивность и конфликтность» используется для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностным характеристикам.

К личностным детерминантам синдрома эмоционального выгорания относятся такие индивидуально-психологические особенности личности сотрудника, как низкая адаптивность к стрессу, выраженная эмотивность, особенности характера, низкая самооценка, недостаточная мотивация, проблемы в ценностно-мотивационной сфере (формирование когнитивных стереотипов) и т. д., которые в совокупности обусловливают полное или частичное несоответствие личности предъявляемым профессиональным требованиям.

К «социальным» детерминантам синдрома относятся проблемы, возникающие на организационном и профессиональном уровнях. Среди организационных факторов — условия и содержание труда, взаимоотношения внутри организации, стимулирование труда, справедливость при решении проблем и т. д.

Основной этап заключается в коррекционных мероприятиях по снижению проявления синдрома эмоционального выгорания или его устранения. На сегодняшний момент одним из эффективных способов борьбы с эмоциональным выгоранием является СВТ (cognitive behavioral therapy — когнитивно-поведенческая психотерапия), сеансы групповой психотерапии по методу М. Балинта.

В отличие от традиционного клинического разбора или консилиума акцент в работе балинтовской группы делается на различных особенностях терапевтических взаимоотношений, на реакциях, трудностях, неудачах, которые участники группы сами выносят на обсуждение.

Занятия в балинтовских группах позволяют участникам прояснить стереотипы действий, препятствующие решению проблем, устанавливать более эффективные взаимоотношения с пациентами.

В работе семинара могут использоваться ролевые игры, элементы психодрамы, приемы эмпатического слушания, невербальной коммуникации и другие. Также среди моделей коррекции СЭВ представляется эффективной рационально-эмоционально-поведенческая модель А. Эллиса.

Данный подход предполагает, что различные эмоциональные нарушения вызываются у человека не только самими событиями и ситуациями, но опосредующими восприятие нерациональными убеждениями или идеями. В структуре восприятия этих людей информационные аспекты сознания всегда связаны с оценочными суждениями негативного характера.

Таким образом, трансформация базовых убеждений личности и отказ от их догматичности может способствовать значительному улучшению эмоционального состояния личности.

Представитель когнитивного подхода Р. МакМаллин предлагает использовать прием, направленный на изменение личной иерархии ценностей. В основе личности лежат ее ценностные ориентиры. В рамках когнитивного подхода консультант помогает клиенту выявить свою личную иерархию ценностей.

Если профессиональная деятельность и ее составляющие (функционал, среда, в которой данный функционал реализуется) соответствуют базовым ценностям личности — то это и есть лучшая профилактика эмоционального выгорания. Другой представитель зарубежной психологии — Р. Д. Рамси — рассматривает профилактику выгорания через установку, отношение человека к своей профессиональной деятельности. Исследователь предлагает план «самообновления», в который он включает ряд рекомендаций: приобретение новых знаний и навыков; определение новых целей в работе и жизни в целом; личностный рост; обучение и помощь малоопытным работникам; развитие лидерского потенциала; рациональный режим труда и отдыха; сбалансированный образ жизни.

Завершающий этап направлен на предотвращение повторного развития или усиления степени проявления синдрома эмоционального выгорания у пострадавшего от синдрома специалиста. Эффективным методом профилактики является использование техник саморегуляции и самовосстановления.

Данные методы можно считать элементами «техники безопасности» для специалистов помогающих профессий, и, в частности, медицинских работников.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием и степенью нервно-психической напряженности с помощью релаксационных техник управления дыханием, мышечным тонусом, представления определенных мысленных образов и слов. Все эти составляющие могут быть использованы как по отдельности, так и в различных сочетаниях.

Также большое значение имеет развитие личностной рефлексии для осознания имеющихся проблем и адекватной их дифференциации, освоения конструктивных способов выхода из стрессовых ситуаций и преодоления синдрома эмоционального выгорания.

Социально-поведенческий аспект также крайне важен в реализации мер профилактики синдрома эмоционального выгорания медицинских работников: повышение коммуникативных умений специалистов; обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; освоение технологий управления временем, развитие навыков делегирования и повышения личной эффективности, обеспечение участия в семинарах и конференциях, с возможностью общения и взаимодействия с другими специалистами.

Таким образом, важным в предупреждении развития синдрома эмоционального выгорания медицинских работников со стороны организации является своевременная диагностика и квалифицированная помощь. В свою очередь, задача каждого специалиста состоит в глубоком осознании смысла своей деятельности, мониторинге собственного состояния (физического и эмоционального) и его своевременной коррекции.

По вопросам публикации статей

Мутовкина Елена

Ответственный редактор

(831) 411-19-83
(доб. 205)

redact@medial-journal.ru

Авторы
Михайлова
Вероника Валерьевна
к.соц.н, доцент кафедры социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования факультета социальных наук ФГАУО ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (Н.Новгород)
Подписка на новые материалы
Смотрите также
Подписывайтесь на наши группы в соцсетях